Unus mundus


Космополитизм, нация и империя

Часть первая

К памяти философа императора, Марка Аврелия

Введение

Аннотация: Unus mundus (единый мир) – работа об империях. Она состоит из трёх частей (1.Введение; 2. Unilateral American Imperium;  3. Космополитизм и этноцентризм). В обращение вводится тщательно скрываемая в грузинских научных кругах новейшая американская неоконовская литература, оправдывающая американскую империю.  Разъясняется то, что США с самого начала создавались как мировая империя. Даётся критика шаблонных либеральных установок.

В введении рассматривается возникновение идеи империи с древнейших времён. Даётся новое толкование библейской вести о Вавилонской башне. Объясняется то, что стремление к империи это инвариантный процесс  и все государства, достигшие мощи, пытались создать универсальную человеческую общность. Приводятся те высказывания иудейских пророков, где говорится о грядущей империи Господа Саваофа. Работа Unus mundus впервые была опубликована на грузинском языке в 2011 году в журнале «Кадмос». Полная версия текста была помещена на сайте Института Евразии в Грузии www.geurasia.org/geo/1339/imperiis-ideis-ganxilvistvis.html  

******************************

По преданию, некий индийский отшельник, встретившись с Александром  Македонским, сказал ему, что он, оторваный от родины скитался по всему свету, мучился и мучил других. После смерти Александру достался бы тот кусок земли, который хватил бы на его могилу. Отшельник отверг  стремление Александра к завоеванию мира.  Это предание много раз упоминали, когда осуждали мегалотимию и тщились укрепить собственную этноцентристскую аргументацию. Весьма много отрицательного было сказано, когда рассуждали об имперском тимосе великих людей. Отшельничество не означает бессомненную мудрость. Вышеупомянутое предание ничего не говорит о том, как ответил великий ученик Аристотеля отшельнику. Александру следовало отвергнуть  поучение отшельника и прогнать его палкой, оттого, что отшельник изрёк слово, не достойное отшельника, и не приличествующее  царю Александру. Провиденциальным знамением было также то, что библейский Вавилон, славный город древних империй, Александр превратил в столицу своей империи. Сегодня в Ираке на развалинах Вавилона стоят американские воины, кои ставят себе целью создание мировой либеральной империи. В старые времена через Вавилон проходили завоеватели Азии – британские империалисты. Ещё раньше через Вавилон проходили арабские империалисты.

Что сказал бы этот отшельник современнику наследников империи Александра, создателю буддийской империи в Индии, великому императору всех времён, Ашоке Маурье (273 – 239 гг.)? Если этот отшельник сказал бы то же самое императору Ашоке, как ответствовал бы ему Ашока?  Ашока был добродетельнейшим буддистом, но тем не менее он оставался империалистом. Предок Ашоки, индейский царь Чандрагупта Маурья боролся с эпигоном Александра Великого, Селевком Никатором (время царствования 312 – 280 гг.). Империю Селевкидов, а также Македонию и затем всю Грецию покорил Рим. До этого, в полемике между антимакедонцем Демосфеном (384 – 322 гг.) и промакедонцем, империалистом Исократом (436 – 338 гг.) прав был Исократ, что показало ход времени. Эллинизм должен был экспансировать и царь Македонии Филипп II для Исократа был не варваром, как это говорил Демосфен, а эллином и потомком Геракла. Если бы в эти времена Платон был жив, одобрил бы он Аристотелеву и Александрову идею завоевания мира? Платон был бы сторонником Демосфена, или он придерживался бы линии Исократа? Пайдейя подразумевает имперский дух. Любой политический и социальный термин греко-римского происхождения подразумевает империю. Греческий и латинский языки за это должны быть благодарны Исократу, Александру и затем римлянам.

Вся история древнего мира есть имперогенез и борьба империй. Эта же борьба продолжается и после распятия Христа. Сильнейшим и величайшим тимосом из всех тимосов в человеке является война за создание мирового объединения, за создание империи. Это есть первейший libido gloriandi (стремление к славе). Возвеличивание и увековечивание имени человека  во всякое время связано с этим тимосом.  Этот тимос сопутствует человеку как политическому существу, способному к иератизации власти, со дня его рождения. Имперскость это primum datum (первая данность) человека, пребывающего в истории. Это инвариантный, идеарный процесс. Это чудо, проявленное в истории. В сочинении Ницше Wille zur Macht (Воля к власти) понятие Große Politik (большая политика) выделено курсивом (§ 463).  В идеях монархизма, революционизма, масонства, экуменизма, глобализации целью ставится создание мирового единства. В эволюции человека очень многое окутано мраком, но это ясно, как свет божий, что во всех расах сохранилась память и стремление к мировому объединению. Unum et idem (одно и тоже).  Человек одинаков везде и во все времена у него одна дума и забота.

Невозможно сказать что-либо новое там, где великие исторические события своей сущностью ветхи, как руины Вавилона. При интерпретации этих явлений новым является лишь тот терминологический аппарат, с помощью которого изучается цепь определяющих фактов. Результат рассмотрения исторических артефактов одинаков, несмотря на то, будут ли они рассмотрены посредством формационной методологии, или посредством цивилизационной методологии.  Корень империи всегда выявляет себя на ступенях рабовладельчества, феодализма, капитализма, социализма и сегодняшнего либерал-капитализма. От цивилизации Междуречья до Западной цивилизации выявляется один и тот же βασιλικη ριζα, root of empire (имперский корень).

Познавательная ценность научного очерка заключается в том, что изложенное и обоснованное в нём суждение должно стать направляющим для дальнейших суждений других учёных по разным вопросам.  Слабость довольно многих учёных выражается в том, что за множеством фактов им трудно увидеть одно, то, что определяет многие факты. Они затрудняются генерализовать и склонны более к констатации, чем к холистической или интегральной интерпретации. Оттого и появляется огромное количество историографических версификаторов, которые владеют научными шаблонами и стандартами, пишут трафаретные книги, но они не в силе сказать что-либо оригинальное. Весьма частыми являются замалчивание и фальсификация вопроса.

Попытаюсь сказать здесь то, чего не хватает грузинской историографической мысли. Миниатюризация глобальных вопросов, их умаление до отметки этноцентристской болтовни, вульгарная адаптация и этическая фальсификация весьма укоренвшиеся явления. Не надо цитировать то, что уже давно известно и что не пригодится в познании вопроса. При нынешней идейной и политической девальвации вопросы должны быть поставлены радикально: что такое смысл истории? Что мы должны подразумевать в понятии прогресса, когда европейское просветительство завершилось?  Насколько содержательно ныне такое же апеллирование к суверенитету и демократии, как это происходило в 90-х годах прошлого века? Идея Фукуямы о конце истории и установлении либерального панкосмиона не осуществилась и кого можно назвать историческим человеком, кто создаёт идейную альтернативу капитализма? Что такое историческое как контраргумент либерал-капитализма? Насколько возможно рассуждать о новой формации?

В мифах и религиозных преданиях везде сохранена память об изначальном единстве человеков. Мировое единство предшествует возникновению племён, этносов и наций. В мифологии это повсюду обозначается как исторический факт. Цель всех великих религий – мировое государство, где народы объединяются религиозной идеей и становятся ближными друг для друга. В истории того или иного народа золотой эрой считается век его имперскости. Так было с древнейших времён, когда существовали империи Ассирии, Египта, Персии. После них возникли новые мировые религии, политические учения, произошли великие революции, мировые войны. Тем не менее императивность идеи империи осталась неизменной для человека.

Иудаизм это религия священного расизма, но и здесь, в книге Бытия с самого начала поведано о мировом объединении людей и Вавилонской башне. Нимрод, сын Хушев,  внук Хама «был первым сильным человеком на земле». «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховот-ир, Калах» … (Бытие, 10: 10-11).  На земле Сеннаар было первое мировое государство, империя царя Нимрода. «На всей земле был один язык и одно наречие». Затем народы сказали: «Построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Бытие, 11: 2, 4).

Земля проклята из-за греха Адама. К этому добавляются Всемирный потоп и воды погибели. И всё же на земле создаётся империя. «И сошёл Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык» (Бытие, 11: 5 – 6).  Подвижничеством Христа земля освободилась от проклятия и Спаситель  вернул Адама в райские сады, но первое, что создаётся после распятия Христа, это всё-таки империя. Отцы раннего христианства трудятся для собирания разваленной империи Рима. На той окаянной земле, где Господь ещё не явился огненным столпом, чтоб Его видели шедшие по пустыне израильтяне, ведомые Моисеем, впервые создаётся империя. Народы замыслили воздвигнуть башню для обозначения своего единства. Библия начинается вестью о Вавилоне и заканчивается опять Вавилоном. Из-за Вавилона ведётся война, после которой мировая империя Бога будет вечной. Апокалипсис это великий спор между Богом и Сатаном ради Вавилона. Они борются за завоевание всего мира и рода человека. Апокалипсис повествует об империи, а не о независимости народов. Вопрос независимости не существует в библейской проблематике.  Идея империи рецидивирует в истории человека так, как не рецидивирует ничего другое. Забота об империи порождает постоянную войну. Так были римлянин, византиец, араб, османский турок, россиянин, британец. Сам Бог является воином  даже тогда, когда Он ставит целью не создание империи, а защиту земли Обетованной от амаликитян, мидийцев, филистимлян, арамейцев, моавийцев.

Осуждается уже постановка вопроса об империи. Вопрос считается решённым раз и навсегда. Историки, философы и политологи полагают, что в нынешней либеральной среде вопрос об империи отменён и о нём можно говорить только в прошедшем времени. Если что-либо говорится об империи, то только с обличением и осуждением. Это стало правилом. Но существенным является то, что об империи должны говорить в будущем, а не в прошедшем времени. Вопрос следует ставить так: какой будет в грядущем мировая империя и кто будет воевать для её укрепления? Насмешки над этим вопросом, указывая на цивилизованный мир и демократию, есть признак  научной недобросовестности или провинциального невежества. Политологический фольклор выдаётся за непримиримое этическое суждение и научно обоснованный безапелляционный приговор. Это мешает пониманию вопроса об империи. Бесконечные обличения и увещевания являются лишь позированием и фальсификацией. Огромная часть того, что написано о вопросе империи, лишена познавательной ценности. Постоянная негация и осуждение, продолжающиеся более двадцати лет, показной радикализм, крикливые вердикты свидетельствуют о том, что вопрос империи не отменялся и он является составляющим настоящего времени. Этот вопрос находится в плену  публицистских  эмфатизмов, чем создаётся иллюзия его отмены.

Неправильным считаю утвердившуюся в историографии мысль, что история не признаёт сослагательного наклонения. Историк, осмысливая прошлое, должен рассмотреть то, что могло быть. Не следует отнимать у историографии возможность эвентуального дискурса. Единственным искусом здесь является то, что эвентуальное осмысление не превратилось в политическое сказочничество и моралистическое гадание. Этим и так много грешит компрометированная, ориентированная на факты политология.

То, что показано как тривиальнейшее событие, что сознательно искажено и всегда разбирается с большим пристрастием, в действительности является чем-то уникальным даже тогда, когда оно находится в стадии упадка. То, что якобы окончательно осуждено, вновь и вновь требует от познающего осмысления, потому что оно судьба человека и фундаментальное свойство его жизни. Это идея империи, это конфронтация и корреляция нации и империи, это возвышение нации до мировой универсальной идеи.

Сегодняшний этноцентристский либеральный критик идей империи указывает на весть о Вавилонской башне, как о неугодном для Бога деянии. Однако приостановлению построения башни предшествует мировое единство людей. После Всемирного потопа, при первых днях нового послепотопного мира империя Нимрода была первым великим событием в летописи человека. После потопа земля ещё не высохла, след стояния вод погибели  ещё не стёрся временем. Клеймо великого гнева Бога ещё видно на земле и уже возникает империя, строится башня руками Адамова рода. Потомки Сима, Хама и Иафета являются говорящими на одном языке гражданами одного города, царь которого Нимрод, сын Хуша, сын Хама, сын Ноя. Бог помиловал творение Им же проклятое и первое, что образовалось на земле как всеобщее и одно для всех поколений, это империя. Либеральный отрицатель империи говорит, что волей Господа было прекращено строительство башни Вавилона и это, согласно либералу, есть свидетельство того, что создание империи дело, противное Богу. По либералу, это недемократический и нецивилизованный путь. Либерал утверждает, что все империи распадаются. Он указывает на прошлое, где много остатков империй. Несмотря на это, суждения либерала этноцентриста неправильны. Подтверждение этому здание Европарламента. Поражает то, что на демифологизированном Западе архетип Вавилонской башни проявился вновь. Евросоюз был задуман как беспрецедентный в истории человека либеральный Вавилон. Модернистская архитектура парламента в Страсбурге похожа на Вавилонскую башню, изображённую на картине нидерландца Питера Брейгеля (прибл. 1525/1530 – 69).

Была империя Нимрода и Вавилонская башня. Ярый Бог Торы не проклял и не разнёс на куски Вавилонскую башню, но хитростью остановил её постройку. Таким образом Бог оставляет возможность того, что когда-либо строительство башни Вавилона продолжится. Весть о Нимродовой башне всегда толкуется с осуждением старыми и новыми экзегетами, апокалиптическими писателями стоящими в их борозде этноцентристами. Весть о башне Нимрода не вечное осуждение Богом мирового царства, но её протяжённость и продолжаемость в истории. Это консеквентность первейшей идеи. Об этом следует высказаться категорически, дабы закончилась многовековая ошибочная экзегеза о башне Нимрода. Под влиянием этой ошибочной экзегезы  остановка строительства Нимродовой башни сравнивается с тем, когда Содом был сожжён огнём гнева Господа.

После распятия Христа должна быть построена башня вселенской церкви, чтобы она стояла на вечные времена. Христиане должны обосновать империю Христа и во главе её будет стоять вечный царь Исус. Блаженный Августин  толковал об этом после падения языческого Рима в своём историософическом сочинении De Civitate Dei (О граде Божием) (413 – 27 гг.). По слову Августина, эллинистический Рим был градом Каина, потому что его основатеь Ромул убил брата своего. Рим был civitas diaboli (город дьявола). Город Ромула стал городом апостола Петра. Тут же следует сказать, что слово civitas не совсем имеет значение города.  Civitas означает универсальное идейное единство, великое космополитическое царство, содружество Господа, великую иератическую хетайрию, империю. После распада Римской империи  unitas Romana (римское единство) существовало как unitas ecclesiae (церковное единство).   Civitas это hominum universitas (универсум, единство человеков), а входящие  civitas  являются  populus Dei (народ Бога). Imperium Romanum (империя Рима) угодна Богу и она есть земное подобие небесного царства.  Imperator Romanus (император Рима) благословен Богом и он является царём и покровителем всякого христианина, входящего в универсум. Учение церкви империалистично, и оно не может льстить либеральным этноцентристам. Выражение – «каждая нация творение Бога» не является антитезой идеи империи. Также говорится, что «понятие национальности связано с церковным учением». Это часто говорят служители церкви, что является большой ошибкой и апостасией. Если это правильное суждение, тогда до сей поры должна была образоваться протестантская версия православия, коя в своём генезисе дошла бы до того же имперского универсализма. Об этом служители церкви, поддерживающие либеральных этноцентристов, не думали. Если бы понятие национальности было связано с учением церкви, тогда не было бы 30-летней религиозной войны между протестантами и католиками. Результатом этой войны было новое осмысление политического понятия нации в европейской политике. Принципы Вестфальского мира (1648 г.) в своём генезисе возвысились до империи. Этому свидетельствует история стран Европы.

Замаскированный либерализмом этнонарцисизм не может быть контраргументом империи. У жизни есть  свои, пронесённые через века древние, непреходящие и неизменные законы. Многолетние разговоры о демократии этого не скроют. Книга веры любой великой религии есть имперская книга, по которой создаётся мировое универсальное государство. Империалистом и мондиалистом являются и брахман, и Будда, и Христос, и Мухаммад. Видным пропонентом империи выступает Августин. Все отцы церкви следуют за Августином. Сам Исус Христос является новым императором, божественным Нимродом. Чудо пятидесятого дня, когда исполненные  Святым Духом апостолы стали проповедовать на разных языках народов, есть символ единого мира.

Это чудо выступает антиподом Вавилонской башни. Так и Христос есть антипод пребывавшего в проклятии Адама, а вода Евангелия – антипод вод Торы. Есть вода погибели и есть вода спасения. И то здесь непременно должны сказать, что уже у иудеев омывание водой подразумевает спасение. У христиан Крещение Господне противостоит древним водам великого потопа. В Торе вода проклятие Богово и погибель. Это гнев, проявленный во Всемирном потопе. В Евангелии вода – милость для нового человека и она обозначает обновлённую жизнь. И водам погибели, и водам жизни сопутствует создание империй. Христос является и водой, и огнём. Ева навеки проклята, а Дева Мария может нести в себе божественный огонь и родить мессию. Земная женщина родила для мира вселенское дитя и вечного императора мира. «Да будут все едино… да уверует мир» (Иоанн, 17: 21).

В империи солнце восходит и заходит иным образом. Солнце империи светит по-другому. История человека  свидетельствует об этом с непреложной силой. Это должен знать служитель церкви, проповедующий перед паствой, что ничего не сравнится с солнцем и небом родины. Это бессмысленное выражение. Разве Христос не сказал бы о родине, если бы это было значимым для Него? В своих проповедях Он никогда ничего не говорит о родине. Если Он сказал о родине, то предрёк ей гибель.

Приведу несколько любознательных фактов из истории: германские варвары до рождения Христова и после Его распятия враждовали с Римом. Они захватили и разрушили Рим в 410 году. После этого германцы сами прониклись идеей империи и защищали её в течение многих веков. Идея империи всегда жила в германцах. Священную Римскую империю германской нации основал Отон I (912 – 73 гг.). Он был царём германии с 936 года. Он считается первым императором Священной Римской империи (Sacrum Romanum Imperium, Heiliges Römisches Reich). У истоков  Римской империи стоит Карл Великий (768 – 814 гг.).  До 1254  года империя не называлась священной и только в конце XV столетия, когда Мартин Лютер ещё оставался в лоне католицизма, к названию империи добавилось слово «германцев (тевтонцев)». После 30-летней религиозной войны между католицизмом и протестантизмом, которая была борьбой двух имперских идей, был заключён Вестфальский мир и Священная Римская империя существовала номинально. Империя официально завершила существование в 1806 году, когда возвысилась паневропейская империя Наполеона. Известным императором Священной Римской империи был Фридрих Гогенштауфен Барбаросса (1152 – 90 гг.).  Вторая германская империя (Deutsches Reich) была создана при Отто Бисмарке в противостоянии с империей Франции. Империя Бисмарка пала в 1918 году. Затем была империя Адольфа Гитлера (Das dritte Reich).

Австриийские же немцы, оставшиеся католиками, имели свою имперскую идею в Восточной Европе. Они враждовали с северными протестантскими немцами и с прусским государством. 10 сентября 1919 года в мирном соглашении Сен-Жермена, подписанном странами-победителями в Первой мировой войне, было отмечено, что Австро-Венгерская империя распалась и образовались независимые государства: Австрийская республика, Венгрия, Чехословакия, государство сербов, хорватов и словенцев. Частям католической Австро-Венгерской империи был присвоен тот суверенитет, принцип которого возник после 30-летней войны и Вестфальского мира. Однако этот суверенитет к 1919 году уже полностью обладал секуляристской и революционной потенцией. Суверенитет больше не означал отпадения от католицизма, не означал вероисповедания какого-либо направления протестантизма и долглго спора с Ватиканом за толкование Библии. Суверенитет уже был связан с космополитическим проективизмом масонских просветителей. После распадения Австро-Венгерской империи было непредставимо, что части этой империи подняли спор и затеяли войну за толкование Библии. К примеру, после 30-летней религиозной войны, её активная участница протестантская Чехия, побеждённая католическими армиями, после развала Австро-Венгерской империи не возобновляла религиозный спор.

Христово толкование Мойсеевой веры поставило тексты иудаизма рядом с мировыми религиями. Иудаистские книги стали составной частью христианского империализма. До этого корпус иудаистских текстов был этно-конспирологическим и имел сегрегационный характер. После Христа еврейскому языку был присвоен такой большой статус. Он рассматривается как язык, подготавливающий империю Христа.

Ошибочным является то суждение, согласно которому, евреи отвергли Христа по той причине, что они жаждали мировой власти. После Христа иудейский мессианизм отошёл на задний план стараниями христианских хулителей. Пришествие иудейской мессии до сегодняшнего дня толкуется как пришествие Сатана для объединения всего мира. Иудейское мессианство было проклято отцами церкви и названо сатанизмом. О межах Израиля говорит сам Господь. Неоднократно сказано в Торе, что от Западного моря до земли Египта простирается земля Обетованная. О границах Израиля Господь сообщает  Моисею (Книга чисел, 34: 2 – 12). Бог Торы не говорит своему избраннику Моисею, чтобы он пошёл и стал проповедовать среди народов. В стане Моисея речь ведётся о входе в Ханаан (Кенаан), а не о завоевании мира. Это в отличие от арабов, кои также выщли из пустыни и с самого начала ставили целью завоевание всего мира и проповедование своей веры всем народам. Слово Мухаммада сделало пастуха пустыни – араба учителем мира и кадием (судьёй) четырёх сторон света. Моисей сам вёл общину в Ханаан. Бог говорил с ним и все слышали. Однако многие пререкались с Моше Раббену. А видениям хазрета-Мухаммада люди верили, слушая его слова. Община арабов не слышала то, к чему прислушивался Мухаммад. Община верила его словам и после его смерти ранняя умма (община) начала завоевание  мира. Истина, открывшаяся Мухаммаду, должна проповедоваться всем народам. Мухаммад был великодушен к христианству и иудаизму. Для христианства же и иудаизм, и ислам были сатанинскими. Иудей никогда ничего не говорил о завоевании мира. В стане Моисея даже сам Исус Навин не говорит, что не Ханаан, а весь мир нам дай Боже и подчини нашему мечу народы, ибо больше не будет стоять Бог огненным столпом с общиной, которая много раз проклиналась и наказывалась Всевышним. «Не отлучался столп облачный днём и столп огненный  ночью от лица народа» (Исход, 13, 22). Целью этой великой теофании, когда человек и Бог вместе воевали, было вступление в Ханаан и больше ничего. Если бы в арабской общине стоял Бог огненным столпом! Араб уверовал в видения одного человека – пророка Мухаммеда и пошёл в далёкие края. В стане Моисея Бог был зрим для всех, но Моисей едва сдерживал общину, чтобы она не сбежала от Господа и не вернулась в Египет. Иудей, многократно порицаемый и жестоко наказываемый Богом, получая от Него зримую подержку и проклятия за нерадение, еле-еле вошёл в Ханаан. И сам Моисей не удостоился вступления на землю Обетованную. Умирающий Моисей упрекнул израильскую общину, что после его смерти община, уже вступившая в Ханаан, проявит большую неблагодарность и низость. Что было бы и как была бы написана Тора, если бы Моисей вступил в Ханаан?

Согласно иудаизму, истинную веру знает только святое семя, народ Торы. По слову пророков, другие народы об этом узнают в далёком будущем. Не в Пятикнижии Моисея, не в притчах Соломона, не в книге Иова, не у Екклесиаста, не в хрониках царей, но в книгах Пророков высказывается идея иудаистского универсализма и всемскости. И другие народы уверуют в Бога Торы. О том Египте, о той Ассирии, которым многократно грозит Господь Саваоф и проклинает их, так сказано в книге Исаии: «…и Египтяне вместе с Ассирийцами будут служить Господу» (Исаия, 19, 23).  «В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассирией; благословение будет посреди земли» (19, 24). «Которую благословит  Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ассирияне, и наследие Моё – Израиль» (19, 25).  «И сыновей иноплеменников … Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моём доме молитвы… ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов» (Исаия, 56: 6 – 7).

В книге пророка Захарии, кой был внуком пророка Аддо, речено: «И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу  Господа. Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: пойдём с тобою, ибо мы слышали, что с вами – Бог» (Зах., 8: 22 – 23).

А пророк Софония возвещает: «Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтоб излить на них негодование Моё, всю ярость гнева Моего; ибо огнём ревности Моей пожрана будет вся земля. Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» (Соф., 3: 8 – 9).

В самом начале Торы есть такие поразительные слова, когда Яков соберёт своих сыновей и говорит об их участи. При благословении скажет отец сыну своему – Иуде: «Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придёт Примиритель, и Ему покорность народов» (Бытие, 49, 10). Слово «Шило» переводится как «Примиритель». На латинском языке это слово разъясняется посредством полисемантического глагола mitto. Здесь это означает заключение вечного мира. «non auferetur sceptrum de Iuda et dux de femoribus eius donec veniat qui mittendus est et ipse erit expectatio gentium (Gn., 49, 10).

Это есть дух иудаистского мессианства, кой был осуждён и отвергнут отцами церкви. После искупительного подвига Христа отцы церкви признали ожидание иудейской мессии преступлением и прокляли его. Ожидание иудейской мессии есть отрицане Исуса Христа. По словам Исаии, Захарии, Софонии, весь мир уверует в Тору, и Иерусалим будет духовным отечеством всех народов. Христианский мессианизм не может отменить иудейский мессианизм. Отцы церкви указывают на Исаию, как на того, кто глаголет о пришествии Христа.  По иудаизму, вседержительство Господа Саваофа, как пантократора, подтверждался только в доме Якова. Господь говорит Моисею: «…Моя вся земля» (Исход, 19, 5). Стонущему в пепле Иову Господь гневно скажет: «Где был ты, когда Я полагал основания земли?» (Иов, 38: 4). Трудность иудаизма заключается в том, что если Бог вседержитель (пантократор) и всевидящий (паноптес), тогда он должен быть Богом и для аммонитян, аморреев, хеттов, феризян, мидийцев, филистимлян, амаликитян и других народов. Эта трудность была разрешена только в Христовой интерпретации иудаизма. Нет даже попытки осмысления этой трудности в сводах Талмуда и во многих книгах, сопутствующих этим сводам. Об этой трудности не говорится в каббалистических сочинениях, несмотря на то, что современный каббализм приступил к прозелитизму для всех народов.

Март, 2016 г.

**********************************

 

 

 

 

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s